ЛогоПунктКоррекция нарушений речи Сайт, посвященный вопросам логопедии
О проекте
Компьютер в специальном образовании
О программе "Игры для Тигры"
Нарушения речи
В помощь логопеду
Доска объявлений
Учебно-методические материалы
Безопасность работы на компьютере
Ссылки

Контакты
Игры для тигры
Для логопеда

Формирование структуры значения слова у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией легкой степени

В процессе речевого общения дети сталкиваются с необходимостью применения различных по значению слов, но использование их в речи подчинено конкретным условиям коммуникации, денотативным свойствам, коннотации. Кроме того, слова включены в сложную систему связей в языковой системе.

Овладение значением слова в процессе онтогенеза речи является сложным процессом, проходящим различные этапы: «…оно является вначале обобщением самого элементарного типа и только по мере своего развития переходит от обобщения элементарного типа ко всем высшим типам обобщения, завершая этот процесс образованием подлинных, настоящих понятий» (Л. С. Выготский).

Первым ребенок усваивает денотативный компонент значения слова. Устойчивая предметная соотнесенность формируется у детей уже к 3 годам. Но на начальных этапах овладения речью слова, отражая особенности денотата, не связаны друг с другом в речевом мышлении или мало связаны друг с другом как единицы языка. На разницу между общепринятым значением и пониманием слова, сложившимся у ребенка дошкольного возраста, обращают внимание многие исследователи (Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова, Ф. А. Сохин, С. Н. Карпова и др.).

Лишь постепенно ребенок овладевает понятийным, обобщенным значением слова, не зависящим от частных, контекстных ситуаций употребления слова. Оно уясняется, с одной стороны, благодаря уточнению предметной отнесенности слова в результате его употребления в различных ситуациях, а с другой, благодаря непосредственному раскрытию обобщенного значения слова, которое ребенок усваивает в процессе обучения.

Кроме того, развитие понятийного компонента значения слова тесно связано с развитием познавательной деятельности и отражает процесс формирования и развития словесно-логического мышления. В процессе овладения понятием ребенок учится выделять главные, существенные признаки предметов, классифицировать предметы на основании признаков, обозначать группу однородных предметов словом. Таким образом, происходит формирование слов с обобщенным значением.

Проведенное нами экспериментальное исследование состояния лексики у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией легкой степени выявило у них ряд особенностей состояния языковых средств.

У детей с данным речевым нарушением наблюдается недостаточная сформированность предикативной и адъективной функции речи (выявлено у 69% детей обследуемой группы). Дети испытывают затруднения при использовании в своей речи глаголов, что проявлялось в неправильном:

•  назывании голосовых действий животных (например: кошка говорит «мяу» , вместо - мяукает, корова говорит «му» , вместо - мычит и т. д.),
•  использовании глаголов передвижения (например: воробей бегает , вместо – прыгает, змея лезет , вместо – ползет и т. д.),
•  назывании профессиональных действий с преобладанием упрощения (например: врач слушает , вместо – лечит, повар варит суп , вместо – готовит еду и т. д.).

Описательная речь детей с псевдобульбарной дизартрией легкой степени отличается образной невыразительностью, что проявляется в:

•  использовании наиболее простых и общих прилагательных (например: книга большая, вместо - толстая, веревка маленькая, вместо – короткая и т. д.),
•  малом количестве прилагательных в речи (описательный ряд содержит 1-2 прилагательных, например: елка зеленая, туча большая и т. д.),
•  затруднениях при подборе антонимов (например: морковь сладкая, а редька невкусная , ручей узкий, а речка большая и т. д.),
•  трудности называния предмета по его описанию.

Это свидетельствует о недостаточном усвоении значения прилагательных у детей с данным речевым нарушением.

Кроме того, в речи дошкольников мало представлены наречия – в основном используются наиболее общие из них – плохо, хорошо, мало и т. д.

Нарушенной оказывается и номинативная функция речи (выявлены у 52% детей), что выражается, прежде всего, в:

•  недостаточном словарном запасе и трудностях его актуализации (тематический ряд дополнялся 1-2 существительными),
•  нарушении структуры значения слова, особенно обобщающих слов.

Преобладание денотативного компонента значения слова над лексико-семантическим отмечено у 52 % дошкольников (например: значение слова транспорт объясняется, как: на нем ездят , инструменты они ремонтируют и т. д.). Объяснение значения обобщающих слов зачастую проводилось путем выделения ситуативных или описания внешних, незначительных признаков предмета.

Значительные затруднения наблюдались при назывании предмета по его описанию (47%), что обусловлено недостаточным усвоением значения как существительных, так и прилагательных, трудностями актуализации словаря в самостоятельной речи. Называние детенышей животных сопровождалось процессом припоминания, иногда с ошибками (например: у кошки – котенок, у собаки – собаченок ), названия некоторых (ягненок, жеребенок) вызывали значительные затруднения.

При описании времен года и их признаков детьми допускались ошибки при дифференциации весны и осени, весны и лета (32%).

Данные нарушения приводят к тому, что у детей с псевдобульбарной дизартрией легкой степени наблюдаются трудности в актуализации словаря. Это в свою очередь свидетельствует о недоразвитии лексической системности языка, задержке формирования и дифференциации слов внутри семантических полей.

Таким образом, результаты проведенного нами исследования свидетельствуют о том, что к началу периода школьного обучения дети с легкими проявлениями псевдобульбарной дизартрии остаются неподготовленными к усвоению школьной программы, что выражается прежде всего в недостаточной сформированности лексических компонентов языка.

В связи с этим, одним из основных направлений работы по формированию и развитию лексико-грамматических компонентов языка у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией должно стать обеспечение языкового развития детей, создание условий для полноценного овладения родным языком с учетом особенностей состояния данной сферы.

Методика коррекции нарушений и развития речи детей с данным видом речевой патологии должна включать в себя работу над словом, как структурной единицей языка и речи, определяющим свойством которой является семантическое содержание, формированием и развитием структуры значения слова, лексической системностью языка.

Коррекционная работа по формированию и развитию структуры значения слова в первую очередь направлена на уточнение предметной отнесенности слов, имеющихся в пассивном словаре, на основе денотативного компонента, усвоение многозначности слов, и их актуализацию в результате введения слова в систему смысловых связей. Таким образом, происходит уточнение денотативного и формирование понятийного и контекстуального компонентов значения слова.

При уточнении денотативного компонента значения слов используются различные семантические признаки – ситуативные, функциональные, структурные и др.

Параллельно проводится работа по введению слова в систему лексических (синтагматических и парадигматических) связей и формированию понятийного компонента значения слова. Развитие лексической системности предполагает организацию семантических полей по различным признакам, что тесно связано с развитием таких мыслительных операций как, анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение. На начальных этапах работы по формированию семантических полей проводится группирование слов на основе тематических признаков (например: платье, брюки, свитер – их носят – одежда ).

Структурирование семантического поля осуществляется на следующем этапе работы в результате дифференциации слов внутри семантического поля – выделения ядерного слова (ядра), периферии и установления синтагматических и парадигматических связей на основе противопоставления и аналогии.

Овладение новыми словами – глаголами, прилагательными и существительными, также происходит на основе усвоения денотативного и понятийного компонентов значения слова и включения данной языковой единицы в систему синтагматических и парадигматических связей в лексической системности языка.

Работа по формированию и развитию структуры значения слова, помимо усвоения денотативного и понятийного компонентов, включает в себя и уточнение контекстуального значения слова, отражающего особенности различных ситуаций общения, контекста речевого высказывания. Этому способствует работа над многозначностью слова при определении значения существительных, прилагательных и глаголов (например: ручка дверная, ручка шариковая; красный мяч, красное яблоко; тает снег, тает мороженое, тает свеча). Последовательность уточнения многозначности слова зависит от частотности употребления данного значения слова в речи ребенка. Вначале прорабатываются наиболее употребляемые конкретные значения слова, затем менее употребляемые и переносные значения слова.

Однако, формирование и развитие структуры значения слова необходимо проводить параллельно с актуализацией слов в экспрессивной речи, что позволит расширить и закрепить семантические связи, валентности слов, усвоить грамматическое значение слова. Этому способствует формирование синтагматических связей слова на основе словосочетаний и предложений. Закрепление словосочетаний в экспрессивной речи облегчает более быстрый отбор слов из речевой памяти в процессе программирования и вербализации речевого высказывания.

Таким образом, проведение целенаправленной работы по формированию структуры значения слова, лексической системности, организации семантических полей и актуализации словаря у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией легкой степени способствует осознанию детьми языковых явлений и обеспечивает возможность перевода речевых навыков и умений из автоматического плана в произвольный, благодаря чему создаются условия для эффективного языкового и речевого развития.

К.п.н., гл. методист НМЦСО ПОИПКРО
Лизунова Лариса Рейновна

 

Домой