ЛогоПунктКоррекция нарушений речи Сайт, посвященный вопросам логопедии
О проекте
Компьютер в специальном образовании
О программе "Игры для Тигры"
Нарушения речи
В помощь логопеду
Доска объявлений
Учебно-методические материалы
Безопасность работы на компьютере
Ссылки

Контакты
Игры для тигры
Для логопеда

Новые информационные технологии

как средство обеспечения доступности образования ребенка с ОВЗ

и повышения эффективности коррекционно-образовательного процесса

Лизунова Л.Р.

г.Пермь

Настоящий этап развития общества в целом и системы образования в частности характеризуется все более возрастающим по своим темпам процессом интенсификации различных видов деятельности.

В связи с этим нам представляется, что будущее образования – это образование со все большей долей участия компьютерных средств обучения, использования принципиально новых информационно-коммуникационных технологий, предназначенных для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Как показывает практика, целенаправленное использование компьютера в процессе коррекционного обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии позволяет создавать оптимальные психолого-педагогические условия для коррекции и компенсации, имеющихся у детей нарушений, максимально учитывать индивидуальные образовательные возможности и потребности учащихся.

Использование в коррекционно-образовательном процессе различных моделей компьютерного обучения предоставляет дополнительную возможность компенсации нарушенных функций за счет активизации компенсаторных возможностей организма ребенка. В основе такой компенсации лежит привлечение сохранных видов восприятия учащихся с ОВЗ и опора на различные психические функции в соответствии с учением П.К. Анохина о функциональных системах.

Одним из главных преимуществ использования компьютерных средств обучения в образовании детей с ОВЗ является их большие возможности в визуализации предоставляемого учебного материала.

Наглядное отображение информации способствует повышению эффективности любой деятельности человека. Но в специальном образовании оно приобретает особенно большую значимость. Использование современных графических и мультимедиа средств, диагностических датчиков и приборов позволяет создавать выразительные и эффективные динамические модели, позволяющие не только определить состояние той или иной функции ребенка, но и увидеть объективные трудности, возникающие у ребенка, преодолеть их доступными средствами.

Кроме того, широкое привлечение при обучении различных категорий детей с нарушениями развития динамичных компьютерных моделей различных явлений и процессов, позволяющих учащимся самостоятельно наблюдать и изучать их закономерности, способствует более эффективному усвоению учебного материала.

В целях содействия в обеспечении доступности, качества и эффективности образовательных услуг для различных категорий учащихся в настоящее время среди приоритетных направлений социального развития реализуется национальный проект «Информатизация системы образования» (ИСО), основная цель которого - создание условий для системного внедрения и активного использования информационных и коммуникационных технологий в работе школы.

Реализация данного проекта предусматривает разработку и практическое осуществление различных направлений информатизации системы образования. Одним из них является системная организация деятельности межшкольных информационно-методических центров.

Основными целями создания таких центров являются поддержка развития единой образовательной информационной среды и координация процесса информатизации в сфере образования, накопление и распространение опыта в области разработки и внедрения информационно-коммуникационных технологий, подготовка педагогических работников к применению ИКТ в учебном процессе.

В Пермском крае в рамках приоритетного национального проекта ИСО создано 43 межшкольных методических центра: 8 – центров расширенной комплектации, 15 – базовой комплектации и 20 – элементарной.

рактическая реализация проекта «Информатизация системы образования» в Пермском крае показывает наличие значительных изменений в системе специального образования: отмечается повышение компетентности педагогов в области знания ПК, теоретико-методологических аспектов компьютерного обучения детей с ОВЗ, возрастает заинтересованность в практическом применении компьютерных средств обучения.

Одной из основ практического применения компьютерных средств обучения в системе специального (коррекционного) образования является разработка и внедрение специализированных компьютерных технологий обучения детей с ОВЗ.

Среди основных преимуществ данных технологий, позволяющих практически реализовать оптимальные условия социального включения, адаптации и интеграции ребенка с ограниченными возможностями здоровья в рамках единого образовательного пространства, можно выделить ассоциативно-рефлекторный способ усвоения учебной информации, возможность объединения информационной, операционной и коррекционной направленности программированного обучения, педагогики сотрудничества.

Преимущества использования НИТ в образовании детей с ОВЗ связаны с появлением возможности качественной оптимизации и индивидуализации учебного процесса на основе реализации личносто-ориентированного, деятельностного и компетентностного подходов к обучению.

Организация образования лиц с ОВЗ на основе внедрения НИТ связана с реализацией следующих основных принципов компьютерного обучения:

1. Активизация самостоятельной познавательной деятельности учащихся, повышение ее эффективности и качества.

Основой реализации данного принципа является применение инновационных методов обучения. Они позволяют создать открытую систему обучения, при которой обучающемуся предоставляется возможность выбора подходящей ему программы и технологии обучения.

Данная особенность обусловлена необходимостью повышения адаптивности системы обучения к индивидуальным психофизическим особенностям ребенка с ОВЗ. При такой организации учебного процесса обучение становится гибким, не связанным с жестким учебным планом и обязательными аудиторными мероприятиями.

Внедрение НИТ в образование лиц с ОВЗ связано с решением задач материально-технического плана, основной целью которых является обеспечение максимального доступа ребенка с ОВЗ к учебной информации.

В этом случае основным техническим средством обучения является компьютер (компьютерная система), комплектация которого осуществляется с учетом индивидуальных возможностей (двигательных, сенсорных, перцептивных) и образовательных потребностей пользователя.

2. Интерактивность системы компьютерного обучения с использованием НИТ.

Использование компьютерных средств обучения позволяет обучающемуся получать информацию вне зависимости от пространственных и временных ограничений, находиться в режиме постоянной консультации с различными источниками информации, осуществлять различные формы самоконтроля. Это в значительной мере способствует созданию условий для социальной реабилитации лиц с ОВЗ.

3. Мультимедийность компьютерных систем обучения.

Организация обучения лиц с ОВЗ на основе НИТ основана на возможности обеспечения мультимедийности компьютерных средств обучения, позволяющих активизировать компенсаторные механизмы обучающихся на основе сохранных видов восприятия с учетом принципа полисенсорного подхода к преодолению нарушений в развитии.

Важным условием ИСО является разработка различных моделей обучения детей с ОВЗ с использованием информационно-коммуникационной компьютерной образовательной среды. Их реализация позволит создать условия обеспечения доступа к информации различным категориям учащихся с ООП, качественного управления процессом обучения, включая образование и самообразование, а также контроля знаний обучающихся.

Организация обучения детей с ОВЗ с использованием НИТ в Пермском крае представляется возможной с применением следующих моделей:

1. Интеграция очных и дистанционных форм обучения.

Данная модель позволяет оптимально сочетать различные формы обучения, предоставляя возможность максимального учета индивидуальных психо-физических особенностей обучающихся за счет гибкой системы управления процессом образования и самообразования ребенка с ОВЗ.

2. Сетевое обучение на основе использования Internet-технологий.

При организации данной модели обучения необходимо осуществление предварительного структурирования содержания и организационных аспектов активной деятельности обучающихся в сети (индивидуальной, групповой, коллективной), обеспечение доступа к дополнительным источникам информации, программным средствам, базам данных и т.д., создание условий для гибкой системы управления и администрирования деятельности учащихся.

3. Сетевое обучение на основе кейс-технологий предполагает разработку и применение в процессе обучения учебно-методических комплектов и средств их реализации (печатных, электронных материалов, аудиозаписей и т.д.) При подобной организации учебного процесса предполагается использование телекоммуникационных технологий (сайт, образовательный портал) в целях размещения дополнительной информации (мультимедийной, справочной, управления и администрирования учебной деятельностью обучающихся), организации интерактивного общения учащихся с преподавателем и в коллективах (с использованием электронной почты, форумов и т.д.), осуществления контроля динамики и уровня ЗУП учащихся./p>

При этом  в  зависимости  от  экономических возможностей образовательных учреждений, технологической основой данных моделей обучения может быть:

•  обмен текстовыми файлами;

•  обмен текстовыми и графическими, звуковыми файлами, использование  всех  возможностей  и  информационных ресурсов Internet;

•  использование разнообразных традиционных учебных материалов (печатных, звуковых, аудиовизуальных), а также средств новых информационных технологий, включая цифровые образовательные ресурсы.

В этой связи в ходе проекта "Информатизация системы образования" создается единая коллекция ЦОР. Она включает в себя разнообразные цифровые образовательные ресурсы, методические материалы, тематические коллекции, программные средства для поддержки учебной деятельности и организации учебного процесса на основе ИКТ.

Как показывает практика использование в педагогической деятельности ЦОР помогает педагогу значительно сократить время на трансляцию учебного материала, увеличив объем продуктивных видов деятельности на уроке, создавать интересные учебные и дидактические пособия, раздаточные, оценочные и тестирующие материалы, необходимые для реализации поставленных коррекционно-образовательных задач, быстро находить основные и дополнительные учебные материалы по теме урока или для факультативных курсов.

Рассмотрение различных аспектов информатизации системы специального (коррекционного) образования свидетельствует об актуальности данного вопроса в плане реализации условий повышения эффективности образования различных категорий учащихся, их интеграции в единое образовательное и социокультурное пространство.

Домой