Нарушения речи: дизартрия
В последнее время в процессе логопедической практики
все чаще встречаются дети, нарушения речи которых
схожи с проявлениями сложных форм дислалии, но
с более длительной и сложной динамикой обучения
и коррекции речи. Тщательное логопедическое обследование
и наблюдение выявляют у них ряд специфических
нарушений: нарушения двигательной сферы, пространственного
гнозиса, фонетической стороны речи (в частности
просодических характеристик речи), фонации, дыхания
и другие, что позволяет сделать вывод о наличии
органических поражений центральной нервной системы.
Опыт
практической и исследовательской работы показывает,
что очень часто практикующие логопеды испытывают
затруднения в диагностике легких форм дизартрии,
ее дифференциации от других речевых расстройств,
в частности - дислалии, в определении путей коррекции
и объема необходимой логопедической помощи детям
со стертой формой дизартрии. Учитывая распространенность
данного речевого нарушения среди детей дошкольного
возраста, можно сделать вывод, что в настоящее
время назрела очень актуальная проблема - проблема
оказания квалифицированной логопедической помощи
детям со стертой формой дизартрии.
В педагогической практике наиболее часто встречается
псевдобульбарная форма дизартрии, которая возникает
при двустороннем поражении двигательных корково-ядерных
путей, идущих от коры головного мозга к ядрам
черепных нервов ствола. Вследствие большой вариативности
и комбинантности поражения двигательных проводящих
путей черепно-мозговых нервов симптоматика псевдобульбарной
дизартрии довольно разнообразна и неоднородна:
наряду с центральными спастическими параличами
и парезами мышц наблюдаются экстрапирамидные нарушения
мышечного тонуса (в основном в виде мышечной гипертонии),
различные гиперкинезы и другие двигательные нарушения.
Легкие (стертые) формы дизартрии могут наблюдаться
у детей без явных двигательных расстройств, перенесших
воздействие различных неблагоприятных факторов
в течение пренатального, натального и раннего
постнатального периодов развития. Среди таких
неблагоприятных факторов можно отметить:
- токсикоз беременности;
- хроническую гипоксию плода;
- острые и хронические заболевания матери в
период беременности;
- минимальное поражение нервной системы при
резус-конфликтных ситуациях матери и плода;
- легкую асфиксию;
- родовые травмы;
- острые инфекционные заболевания детей в младенческом
возрасте и т. д.
Воздействие этих неблагоприятных факторов приводит
к
возникновению ряда специфических особенностей
в развитии детей. В ранний период развития у детей
со стертой формой дизартрии отмечаются двигательное
беспокойство, нарушения сна, частый, беспричинный
плач. Кормление таких детей носит ряд особенностей:
наблюдаются трудность в удержании соска, быстрая
утомляемость при сосании, малыши рано отказываются
от груди, часто и обильно срыгивают. В дальнейшем
плохо приучаются к прикорму, неохотно пробуют
новую пищу. За обедом такой ребенок долго сидит
с набитым ртом, плохо пережевывает и неохотно
глотает пищу, отсюда частые поперхивания во время
еды. Родители детей с легкими формами дизартрических
расстройств отмечают, что в дошкольном возрасте
они предпочитают каши, бульоны, пюре твердым продуктам,
так что накормить такого ребенка становится настоящей
проблемой.
В
раннем психомоторном развитии также можно отметить
ряд особенностей: становление статодинамических
функций может несколько запаздывать или оставаться
в пределах возрастной нормы. Дети, как правило,
соматически ослаблены, часто болеют простудными
заболеваниями.
Анамнез детей с дизартрией легкой степени отягощен. Большинство детей до 1 - 2 лет наблюдаются у детского невропатолога, в дальнейшем после 3-4 лет ребенок снимается с диспансерного наблюдения.
Раннее речевое развитие у значительной части
детей с легкими проявлениями дизартрии незначительно
замедлено. Первые слова появляются к 1 году, фразовая
речь формируется к 2 - 3 годам. При этом довольно
долго речь детей остается неразборчивой, неясной,
понятной только родителям. Таким образом, к 3
- 4 годам фонетическая сторона речи у дошкольников
со стертой формой дизартрии остается несформированной.
В логопедической практике часто встречаются дети
с нарушениями звукопроизношения, имеющие в заключении
невропатолога данные об отсутствии в неврологическом
статусе очаговой микросимптоматики. Однако коррекция
речевых нарушений у таких детей обычными методами
и приемами не приносит эффективных результатов.
Следовательно, встает вопрос о дообследовании
и более детальном изучении причин и механизмов
возникновения данных нарушений.
При тщательном неврологическом обследовании детей
с подобными речевыми расстройствами с применением
функциональных нагрузок выявляется неярко выраженная
микросимптоматика органического поражения нервной
системы. Эти симптомы проявляются в виде расстройства
двигательной сферы и экстрапирамидной недостаточности
и отражаются на состоянии общей, мелкой и артикуляционной
моторики, а также мимической мускулатуры.
Общая
моторная сфера детей со стертой формой дизартрии
характеризуется неловкими, скованными, недифференцированными
движениями. Может встречаться небольшое ограничение
объема движений верхних и нижних конечностей,
при функциональной нагрузке возможны содружественные
движения (синкенезии), нарушения мышечного тонуса.
Часто при выраженной общей подвижности движения
ребенка со стертой формой дизартрии остаются неловкими
и непродуктивными.
Наиболее ярко недостаточность общей моторики
проявляется у дошкольников с данным нарушением
при выполнении сложных движений, требующих четкого
управления движениями, точной работы различных
мышечных групп, правильной пространственной организации
движений. К примеру, ребенок со стертой формой
дизартрии несколько позднее своих сверстников
начинает захватывать и удерживать предметы, сидеть,
ходить, прыгать на одной и двух ногах, неуклюже
бегает, лазает на шведской стенке. В среднем и
старшем дошкольном возрасте ребенок долго не может
научиться ездить на велосипеде, кататься на лыжах
и коньках.
У детей
с легкими проявлениями
дизартрии наблюдаются
также и нарушения мелкой моторики пальцев рук,
которые проявляются в нарушении точности движений,
снижении скорости выполнения и переключения с
одной позы на другую, замедленном включении в
движение, недостаточной координации. Пальцевые
пробы выполняются неполноценно, наблюдаются значительные
затруднения. Данные особенности проявляются в
игровой и учебной деятельности ребенка.
Дошкольники с легкими проявлениями дизартрии неохотно рисуют, лепят, неумело играют с мозаикой.
Особенности состояния общей и мелкой моторики детей с дизартрией проявляются и в артикуляции, так как существует прямая зависимость между уровнем сформированности мелкой и артикуляционной моторики. Нарушения речевой моторики у дошкольников с данным видом речевой патологии обусловлены органическим характером поражения нервной системы и зависят от характера и степени нарушения функционирования двигательных нервов, обеспечивающих процесс артикуляции. Именно мозаичность поражения двигательных проводящих корково-ядерных путей и определяет большую комбинаторность речевых нарушений при псевдобульбарной дизартрии, коррекция которых требует от логопеда тщательной и детальной разработки индивидуального плана логопедической работы с таким ребенком. И конечно, такая работа представляется невозможной без поддержки и тесного сотрудничества с родителями, заинтересованными в исправлении нарушений речи своего ребенка.
Мы будем продолжать публиковать
статьи и материалы, посвященные описанию, диагностике
и некоторым методам, способам и приемам коррекции
нарушений, составляющих картину нарушений при
стертых формах дизартрии. Если Вас интересует
эта или какая-либо другая тема, пишите нам info@logopunkt.ru
|