Портфолио студента
(примерное положение)
Лизунова Л.Р.
г.Пермь
Введение
Современный этап развития системы образования в России
характеризуется необходимостью модернизации ее структуры и содержания на
основе внедрения инновационных подходов к организации, управлению,
содержанию, формам и методам обучения, а также оценке качества образования.
В связи с этим принятие и развитие парадигмы индивидуально-ориентированного
обучения приводит к широкому использованию альтернативных методов оценивания
деятельности участников образовательного процесса. Одной из таких оценочных
технологий, основанных на использовании компетентностного подхода, стала
активно внедряемая в практику образовательных учреждений технология портфолио.
Портфолио в современном понимании является способом фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений человека. Его применение позволяет решать задачи организации, планирования, осуществления и оценивания различных направлений деятельности будущего специалиста, реализуемой в рамках учебно-воспитательного процесса.
Основной целью создания портфолио является анализ и представление значимых результатов процессов профессионального и личностного становления будущего специалиста, обеспечение мониторинга культурно-образовательного роста студента. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые студентом в разнообразных видах деятельности — учебной, воспитательной, творческой, самообразовательной.
Системное применение данной аналитико-оценочной технологии обеспечивает качественное накопление информации, необходимой для своевременной фиксации реальных изменений и роста профессионального мастерства будущего педагога. Ведение портфолио является творческой работой, позволяющей студенту реально представить свой образовательный уровень, увидеть резервы, определить направления профессионального самосовершенствования.
Кроме того, данная технология, может использоваться как инструмент стимулирования студента (возможность выбора базового учреждения для прохождения педагогической практики, участия в студенческий научно-практических конференциях, публикация результатов научных исследований, трудоустройство и т.д.). Таким образом, организованная системная диагностика профессионально-личностного развития будущего специалиста позволяет на практике реализовать индивидуально-ориентированный подход к качественной оценке результатов образовательной и воспитательной деятельности образовательного учреждения.
Примерная структура портфолио студента
Ведение портфолио осуществляется самим студентом в печатном (папка-накопитель с файлами) или электронном виде. Каждый отдельный материал, включенный в портфолио за время обучения в образовательном учреждении, датируется. Фиксация образовательных результатов осуществляется систематически. По окончании учебного семестра (учебного года) изменения содержания вносятся в электронном виде в дублирующий экземпляр портфолио на обучающей кафедре.
В предлагаемую нами модель портфолио студента включены следующие структурные элементы:
Титульный лист.
Он оформляется на отдельном листе и содержит следующую информацию: фамилия, имя, отчество студента, год рождения; название факультета, кафедры образовательного учреждения; название выполненных (выполняемых) студентом студенческих исследовательских работ, курсовых работ; указание периода, за который представлены документы и материалы. В правом верхнем углу титульного листа рекомендуется поместить фотографию студента произвольных размеров и характера.
Раздел I . Официальные документы.
В этом разделе помещаются все имеющиеся у студента сертифицированные документы, подтверждающие его индивидуальные достижения: копии документов (свидетельств), подтверждающих обучение студента по программам дополнительного образования; информация о наградах, грамотах, благодарственных письмах; копии документов (свидетельств), подтверждающих участие студента в различных конкурсах (соревнованиях и т.д.) и другие документы по усмотрению автора. Предлагаемая форма представления материалов данного раздела:
№ | Название документа | Содержание (за какие достижения выдан, о чем свидетельствует документ) | Кем выдан | Когда выдан |
__ | ______________________ | ______________________________________________________________________ | ___________ | ___________ |
Раздел 2. Уровень профессиональных знаний.
Данный раздел портфолио ориентирован на отражение уровня профессиональных знаний студента, реализуемого в различных направлениях деятельности, таких как ведение научно-исследовательской работы, участие в работе студенческого научного общества, самообразование. Предлагаемая форма представления материалов данного раздела:
Участие в научно-исследовательской работе |
№ | Тема курсовой (дипломной) работы | Сроки работы | Оценка |
_ | _ | _ | _ |
Участие в работе студенческого научного общества |
№ | Название научного кружка (студии) | Тема, над которой работает студент | Сроки работы |
_ | _ | _ | _ |
Самообразование |
№ | Название индивидуальной программы самообразования (направления самообразования) | Формы и сроки работы | Планируемые результаты |
Раздел 3. Уровень профессиональных умений.
В данном разделе фиксируются материалы, отражающие деятельность автора портфолио по обобщению и распространению профессиональных знаний в виде участия в научных конференциях, семинарах, разработки методических и дидактических материалов, публикаций, творческих отчетов, рефератов, докладов и т.д. Предлагаемая форма представления материалов данного раздела:
Обобщение и распространение профессиональных знаний |
№ | Название конференций (семинаров и т.д.) | Уровень (образовательного учреждения, муниципальный, региональный, международный) | Форма участия | Сроки |
_ | _ | _ | _ | _ |
Наличие собственных методических и дидактических разработок |
№ | Название | Назначение (область применения, где реализуется) | Сроки создания | Наличие отзывов, рецензий |
_ | _ | _ | _ | _ |
Наличие публикаций |
№ | Название | Объем | Время написания | Орган издания |
Раздел 4. Уровень профессиональных навыков.
В данном разделе студентом фиксируются показатели качественной результативности реализации профессиональных знаний и умений в процессе прохождения педагогической практики. В качестве критериев анализа результативности педагогической деятельности могут рассматриваться следующие: практическое овладение технологиями диагностики состояния функциональной системы речи детей; освоение инновационных форм и методов коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития; реализация направлений комплексного взаимодействия специалистов образовательного учреждения; организация работы с семьями, воспитывающими детей с нарушениями речи. Предлагаемая форма представления материалов данного раздела:
№ | Название педагогической практики (сроки прохождения, базовое ОУ) | Диагностические технологии, которыми овладел студент | Формы и методы коррекциионной работы, которые освоил и реализовывал студент | Направления организации комплексного сотрудничества педагогов ОУ | Формы и методы работы с родителями | Другие направления деятельности |
. | . | . | . | . | . | . |
Раздел 5. Участие во внеучебной деятельности факультета (кафедры).
Помимо реализации основной учебной деятельности активного, творческого специалиста, зачастую характеризует участие во внеучебной воспитательной и культурно-досуговой деятельности факультета (кафедры), к которой относятся следующие формы: подготовка и участие в фестивалях, конкурсах, смотрах, спортивных соревнованиях, выставках с указанием результатов; разработка сценариев досуговых и развлекательных мероприятий (возможно предоставление текстов, фото и видеоматериалов по проведенным мероприятиям); творческие работы, выполненные автором и т.д. Предлагаемая форма представления материалов данного раздела:
№ | Вид внеучебной деятельности (название мероприятия) | Форма участия | Сроки,
время реализации | Имеющийся или ожидаемый |
. | . | . | . | . |
Раздел 6. Дополнительное образование будущего специалиста.
Творческая активность будущего специалиста может быть реализована не только в рамках учебной и внеучебной деятельности, но и при получении дополнительного образования. В этом разделе фиксируется участие студента в работе кружков, секций, студий, секций, театральных коллективов, получение дополнительной специализации и т.д. Предлагаемая форма представления материалов данного раздела:
№ | Учреждение дополнительного образования | Направленность, вид, содержание | Сроки участия |
. | . | . | . |
Раздел 7. Отзывы о качестве реализации деятельности студента и ее результатах.
В данном разделе могут быть представлены отзывы педагогов, руководителей разных уровней, коллег, рецензии на разработки студента и т.д.
Таким образом, формирование портфолио является творческой работой, позволяющей на основе всестороннего системного осмысления проанализировать и обобщить результаты своей профессиональной деятельности, что, несомненно, является способом определения направлений и стимулом дальнейшего профессионального развития.
В начало
|