№ | Тема | Вопросы к семинарскому занятию | Самостоятельная работа | Литература |
_ | 1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Исторический обзор проблемы заикания. | Теоретические представления о этиологии, механизмах, клинической картине заикания в научных исследованиях. | Подготовить реферативное изложение трудов по проблеме заикания В.А. Гиляровского, Н.А. Власовой, Ю.А. Флоренской и др. | 1.Власова Н.А., Беккер К.П. Заикание. - М.: 1978.
2.Сикорский И.А. Заикание. – М.: 2005.
3.Флоренская Ю.А. Избранные работы по логопедии. - М.:2007. |
2 | Современные представления о механизмах заикания. |
1.Причины возникновения заикания.
2.Теории возникновения заикания и его механизмы. | Составить сравнительную таблицу «Этиология заикания» | 1.Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Заикание. - М.: 1998.
2.Поварова И.А. Заикание. - СПб.: 2005.
3.Селиверстов В.И. Заикание у детей. - М.: 1994.
4.Шкловский В.М. Заикание. - М.: 1994.
5. Заикание: проблемы теории и практики. - М.:1992.
|
3 | Физиологи-ческие (клинические) симптомы заикания. | 1.Формы
судорожной активности мышц: клонические, тонические, смешанные;
артикуляционные, голосовые, дыхательные.2. Двигательные расстройства
при заикании. | Изучить литературные источники и составить аналитическую таблицу «Симптоматика заикания» по предложенным параметрам. |
4 | Невротическая форма заикания. | 1.Особенности
раннего моторного и речевого развития детей данной
группы.2.Психолого-педагогические особенности лиц, страдающих
невротической формой заикания: особенности личности, особенности
игровой деятельности, особенности общения. | Подготовить реферат
на одну из тем:1.Психолого-педагогическая характеристика детей 3-7 лет
с невротической формой заикания.
2.Психолого-педагогическая характеристика детей 8-10 лет с
невротической формой заикания.3.Психолого-педагогическая характеристика
детей 14-17 лет с невротической формой
заикания.4.Психолого-педагогическая характеристика взрослых с
невротической формой заикания. |
5 | Неврозоподобная форма заикания. | 1.Клинические
симптомы неврозоподобной формы заикания.2.Особенности психомоторного и
речевого анамнеза детей с неврозоподобным
заиканием.3.Психолого-педагогические особенности лиц, страдающих
неврозоподобной формой заикания: личностные реакции на заикание,
характеристика поведения.
| Подготовить реферат на одну из предложенных тем:1)
Особенности раннего моторного и речевого развития детей с
неврозоподобной формой заикания.2) Психолого-педагогические особенности
лиц, страдающих неврозоподобной формой заикания. |
6 | Заикание — коммуника-тивное расстройство | 1.
Причины нарушения речевой деятельности и речевого поведения при
заикании. 2. Феномен «фиксированности на дефекте» при заикании.3.
Способы психологической зашиты заикающихся. | Подготовить реферат
на одну из предлагаемых тем:1) Феномен фиксированности при заикании.2)
Особенности психологической компенсации при заикании.3) Причины
нарушения речевой деятельности и речевого поведения при заикании. | 1.
Глозман Ж.М. Личность и нарушения общения. М.: Изд-во МГУ, 1987.
2. Левина Р.Е. Преодоление заикания у детей. – М., 1975.
3. Рау Е.Ю., Садовникова Е.Н. Современный подход к восстановлению коммуникации
заикающихся дошкольников.// «Психолингвистика и современная логопедия».– М., 1997.
4.Шкловский В.М. Заикание. - М.: 1994.
5. Данилова Е.Е Методика изучения фрустрационных реакций у детей.// ж.
«Иностранная психология». № 6. – М., 1996. |
7 | Организация и проведение комплексного клинико-психолого-педагогического обследования при заикании | 1.
Основные принципы обследования заикающихся.2. Логопедическое
обследование лиц с невротическим и неврозоподобным заиканием.3.
Логопедическое и психолого-педагогическое обследование детей с
психологической формой заикания. | 1.Составить анкету изучения
анамнеза заикающегося.
2. Подобрать дидактический и речевой материал для проведения
логопедического обследования заикающихся дошкольников и школьников по
направлениям обследования (по подгруппам). |
1.Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической
диагностике. – М., 1992.
2. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Заикание. – М., 199
3. Селиверстов В.И. Заикание у детей. Пособие для логопедов. – М.,
2001.
4. Чевелева Н А. Логопедическое обследование заикающихся детей //
Исправление заикания у школьников в процессе обучения. — М., 1982.
5. Ястребова А.В., Воронова Г.Г. Обследование детей с заиканием //
Методы обследования нарушений речи у детей. — М., 1982. |
8 | Особенности
реабилитации заикающихся с невротической, неврозоподобной и
психологической (бессудорожной) формами заикания На занятии составить
таблицу «Сравнительная характеристика разных форм заикания».Отработка:
реферат на тему «Организация охранительного педагогического режима при
заикании». | 1. Основные принципы
коррекционно-педагогического воздействия при заикании.
2. Организация охранительного педагогического режима при заикании.3.
Система логопедической работы при невротической и неврозоподобной
формах заикания.4. Система коррекционно-воспитательных мероприятий при
бессудорожной форме заикания. | 1.
Составить примерный план индивидуальных логопедических занятий для
ребенка среднего дошкольного возраста с невротической формой заикания.
2. Разработать конспект индивидуального логопедического занятия по
преодолению заикания у ребенка 4-6 лет с невротической формой заикания.
3. Разработать конспект индивидуального логопедического занятия по
преодолению заикания у ребенка 3 лет с неврозоподобной формой заикания.
4. Подобрать дидактический и речевой материал для проведения
логопедических занятий с заикающимися дошкольниками и школьниками по
основным направлениям коррекционно-педагогического воздействия
(развитие моторного праксиса, работа над голосом, дыханием,
формирование ритмизированных движений, работа над плавностью речи) – по
подгруппам. | 1.Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Заикание. – М., 1998.
2. Власова Н.А. Комплексный метод устранения заикания у детей
дошкольного возраста в условиях дневных стационаров и специальных
детских садов.// Заикание. – М.: Медицина, 1978.
3. Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у
дошкольников. – М., 1983.
4. Выгодская И.Б.. Пеллингер Е.А., Успенская Л.П. Устранение заикания у
дошкольников в игре. Пособие для логопедов. – М., 1984.
5. Драпкин Б.З. Комплексный метод лечения заикания у подростков.//
Психотерапия в дефектологии. Под ред. Н.П. Вайзмана. – М., 1992.
6. Селиверстов В.И. Заикание у детей. Пособие для логопедов. – М.,
2001.
7. Чевелева Н.А. Исправление заикания у школьников в процессе обучения.
– М., 1978.
8. Чевелева Н.А. Исправление речи у заикающихся дошкольников. – М.,
1965.
9. Ястребова А.В. Коррекция заикания у учащихся общеобразовательных
школ. – М.: Просвещение, 1980. |
9 | Психологическая адаптации заикающихся к проблемным речевым ситуациям. | 1.
Приемы моделирования поведения в рамках специализированного
аутотренинга (А.И. Лубенская).
2. Коррекция мотивационной, и коммуникативной сторон речи (Т.А.
Болдырева, Власова Н.А., Рау Е.Ю., Ю.Б. Некрасова).
3.Методы логопсихотерапевтической реабилитации заикающихся подростков и
взрослых (Л.З. Андронова-Арутюнян, Е.Ю. Pay, Б.Д. Карвасарский,
Калачева И.О., Карпова Н.Л.).
| Составить план-конспект психотерапевтической беседы с заикающимся дошкольником (его родителями), школьником, взрослым пациентом.
2. Составить конспект занятия с заикающимися дошкольниками, школьниками, взрослыми пациентами с использованием аутотренинга.
3. Подготовить реферат на одну из предлагаемых тем:
1) Применение специализированного аутотренинга в системе преодоления заикания.
2) Приемы коррекции мотивационной и коммуникативной сторон общения заикающихся.
3) Методы логопсихотерапевтической реабилитации заикающихся подростков и взрослых.
| 1. Андронова-Арутюнян Л.З. Как лечить заикание. – М., 1993.
2. Болдырева Т.А. Динамика формирования личности заикающихся. //
Заикание: проблемы теории и практики. Под ред. Л.И. Беляковой. – М.,
1992.
3. Власова Н.А., Рау Е.Ю. Методы работы по перевоспитанию речи у
детей-заик. – М., 1933.
4. Групповая психотерапия. Под ред. Б.Д. Карвасарского, С. Ледера. –
М., 1990.
5. Калачева И.О. Использование семейной психотерапии в процессе
реабилитации детей раннего возраста, страдающих заиканием.// Заикание:
проблемы теории и практики. – М., 1992.
6. Карпова Н.Л. Основы личностно-ориентированной логопсихотерапии. –
М., 1997.
7. Лубенская А.И.Аутогенная тренировка в системе логопедической терапии
заикания. – М., 1974.
8. Некрасова Ю.Б. Основные принципы коррекции нарушений речевого
общения.// ж. «Вопросы психологии». № 5. – 1985. |