№ | Тема семинара | Вопросы | Самостоятельная работа | Литература |
_ | 1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Акустические характеристики голоса. Анатомо-физиологические предпосылки голосообразования. | 1. Акустические характеристики голоса (высота, сила, тембр, типы голосоподачи).
Характеристика физиологического и фонационного дыхания. | - Составить сравнительную таблицу «Способы голосоподачи».
- Составить таблицу «Сравнительная характеристика физиологического и фонационного дыхания»
|
- Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей: практ. пособие / Под общ. ред. Г.В. Чиркиной. – М.: Айрис-пресс, 2005.
- Белякова Л.И., Дьякова Е А. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Логопедия» - М.: В. Секачев, 1998.
- Вильсон Д.К. Нарушения голоса у детей. — М., 1990
- Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте. - М., 1962.
|
2 | Развитие и становление голосовой функции в процессе речевого онтогенеза. | - Периодизация становления голосовой функции.
- Характеристика мутационного периода развития голоса.
| 1. Составить таблицу «Периодизация развития голоса у детей». |
3 | История развития учения о голосе и его нарушениях. | - Фониатрия (определение, характеристика, значение исследований Д.К. Вильсона, М. Зеемана Максимова И.).
-
Фонопедия (определение, характеристика, труды С.Л. Таптаповой, Е.В. Лавровой, О.С. Орловой, В.П. Морозова, Л.Б. Дмитриева).
| 1. Подготовить реферат на тему «История изучения нарушений голоса и их преодоления» | - Дмитриев Л.Б., Телеляева Л.М., Таптапова С.Л.,Ермакова И.И. Фониатрия и фонопедия. - М., 1990.
- Ермолаев В.Г., Лебедева Н.Ф., Морозов В.П. Руководство по фониатрии. - М., 1970.
- Максимов И. Фониатрия. - М., 1987.
- Морозов В.П. Тайны вокальной речи. - Л., 1967.
- Вильсон Д.К. Нарушения голоса у детей. — М., 1990.
- Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте. - М., 1962.
|
4 | Классификация и механизмы нарушений голоса. | - Причины и механизмы нарушений голоса.
- Классификация голосовых расстройств.
- Органические нарушения голоса (виды, краткая характеристика).
- Функциональные нарушения голоса (виды, краткая характеристика).
| 1. Составить таблицу «Симптомы органических и функциональных нарушений голоса» | - Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей: практ. пособие / Под общ. ред. Г.В. Чиркиной. - М.: Айрис-пресс, 2005.
- Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте. — М., 1962.
|
5 | Методы исследования голосового аппарата и голосовой
функции. | - Клинические методы обследования голосового аппарата.
- Педагогические методы исследования состояния голосовой функции.
- Методики логопедической диагностики нарушений голоса у детей.
| 1. Составить таблицу «Методы исследования голосового аппарата». | - Дмитриев Л.Б., Телеляева Л.М., Таптапова С.Л., Ермакова И.И. Фониатрия и фонопедия. — М., 1990.
- Логопедия: Учебник для студ. деф. фак. пед. высш. учеб. заведений / под ред. Л.С. Волковой. – М.: ВЛАДОС, 2004.
- Максимов И. Фониатрия. М.: 1987.
|
6 | Нарушения голоса при парезах и параличах (центральные органические нарушения голоса). | - Симптоматика нарушений голоса при парезах и параличах гортани.
- Комплексная система преодоления центральных органических нарушений голоса.
- Направления и содержание логопедической работы при центральных органических нарушениях голоса.
| - Подготовить конспект работы № 1 стр. 24-34 (список основной литературы).
- Составить план-конспект индивидуального занятия на подготовительном этапе по восстановлению голоса при одностороннем параличе гортани с дошкольником 6-7 лет.
| - Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей: практ. пособие / Под общ. ред. Г.В. Чиркиной. - М.: Айрис-пресс, 2005.
- Таптапова С.Л. Коррекционно-логопедическая работа при нарушениях голоса. — М., 1984.
|
7 | Нарушения голоса при хронических ларингитах (периферические органические нарушения голоса) | - Хронический ларингит (причины, клиническая картина нарушений).
- Направления лечебно-коррекционного воздействия при периферических органических нарушениях голоса.
- Содержание логопедической работы.
| 1. Составить план-конспект индивидуального логопедического занятия при хроническом ларингите в подготовительный период. | - Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей: практ. пособие / Под общ. ред. Г.В. Чиркиной. - М.: Айрис-пресс, 2005.
- Вильсон Д.К. Нарушения голоса у детей. — М., 1990.
|
8 | Восстановление голоса после удаления гортани (периферические органические нарушения голоса). | - Структура дефекта при состояниях после удаления гортани.
- Механизм образования пищеводного голоса (по С.Л. Таптаповой).
- Нарушения голоса после резекций опухолей гортани (симптоматика, приемы восстановительной работы).
- Методика логопедической работы по восстановлению голоса при периферических органических нарушениях голоса.
| - Подготовить реферат на тему «Методы восстановления голоса у пациентов после резекции гортани».
| - Таптапова С.Л. Коррекционно-логопедическая работа при нарушениях голоса. — М., 1984.
- Таптапова С.Л. Восстановление звучной речи у больных после резекции гортани или ее удаления. — М., 1985.
|
9 | Периферические нарушения голоса при патологоанатомических изменениях в надставной трубе. | - Этиопатогенез голосовых расстройств при патологоанатомических изменениях в надставной трубе.
- Система логопедической работы по коррекции нарушений голоса при ринолалии и ринофонии.
| 1. Составить схему направлений коррекции нарушений дыхания при ринолалии.
| - Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей: практ. пособие / Под общ. ред. Г.В. Чиркиной. - М.: Айрис-пресс, 2005.
- Вильсон Д.К. Нарушения голоса у детей. — М., 1990.
- Соломатина Г.Н., Водолацкий В.М. Устранение открытой ринолалии у детей: Методы обследования и коррекции. М.: ТЦ Сфера, 2005.
|
10 | Функциональные нарушения голоса. | - Гипокинетические расстройства голосовой функции (этиология, патогенез, , комплексная система преодоления голосовых расстройств)
- Гиперкинетические расстройства голоса (этиология, патогенез, направления и содержание логопедической работы по преодолению и профилактике нарушения голоса).
- Патологическая мутация голоса у подростков (этиология, симптоматика, система коррекционно-профилактических мер).
| - Подготовить конспект работ № 4, 8 (список дополнительной литературы) – ПО ВЫБОРУ.
- Составить сравнительную таблицу «Функциональные нарушения голоса».
| - Вильсон Д.К. Нарушения голоса у детей. - М., 1990.
- Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте. - М., 1962.
- Лаврова Е.В. Функциональная афония у подростков // Актуальные вопросы теории и практики коррекционной педагогики. — М., 1997. - С. 79-84.
- Орлова О.С., Гончарук Л.Е. Личностные особенности больных со спастической дисфонией // Коррекционное обучение при нарушениях речевой деятельности. - М., 1973. - С. 75-82.
|
11 | Профилактика нарушений голоса. | - Первичная и вторичная профилактика.
- Направления организации охранительного голосового режима.
- Организация логопедической помощи детям и взрослым с голосовыми расстройствами
| 1. Составить таблицу «Профилактика нарушений голоса».
| - Вильсон Д.К. Нарушения голоса у детей. - М., 1990.
- Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте. - М., 1962.
Лаврова Е.В. Профилактика нарушений голоса у учителей //
Совершенствование системы учебно-воспитательной работы со студентами дефектологами в условиях педвуза. - М., 1986.
|
Внутри семестра проводится контрольная работа. Допуск к экзамену при посещении (отработке) всех семинарских, практических занятий, полностью выполненной самостоятельной работе. По окончании изучения курса проводится предварительное тестирование в электронном виде. Итоговый экзамен проводится в устном виде по билетам. В билете два вопроса: 1 - теоретический, 2 – практический.