ЛогоПунктКоррекция нарушений речи Сайт, посвященный вопросам логопедии
О проекте
Компьютер в специальном образовании
О программе "Игры для Тигры"
Нарушения речи
В помощь логопеду
Доска объявлений
Учебно-методические материалы
Безопасность работы на компьютере
Ссылки

Контакты
Игры для тигры
Для логопеда

План изучения курса «Нарушения голоса (логопедия)»

Тема семинараВопросыСамостоятельная работаЛитература
_1234
1Акустические характеристики голоса. Анатомо-физиологические предпосылки голосообразования.1. Акустические характеристики голоса (высота, сила, тембр, типы голосоподачи). Характеристика физиологического и фонационного дыхания.
  1. Составить сравнительную таблицу «Способы голосоподачи».
  2. Составить таблицу «Сравнительная характеристика физиологического и фонационного дыхания»
  1. Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей: практ. пособие / Под общ. ред. Г.В. Чиркиной. – М.: Айрис-пресс, 2005.
  2. Белякова Л.И., Дьякова Е А. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Логопедия» - М.: В. Секачев, 1998.
  3. Вильсон Д.К. Нарушения голоса у детей. — М., 1990
  4. Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте. - М., 1962.
2Развитие и становление голосовой функции в процессе речевого онтогенеза.
  1. Периодизация становления голосовой функции.
  2. Характеристика мутационного периода развития голоса.
1. Составить таблицу «Периодизация развития голоса у детей».
3История развития учения о голосе и его нарушениях.
  1. Фониатрия (определение, характеристика, значение исследований Д.К. Вильсона, М. Зеемана Максимова И.).
  2. Фонопедия (определение, характеристика, труды С.Л. Таптаповой, Е.В. Лавровой, О.С. Орловой, В.П. Морозова, Л.Б. Дмит­риева).
1. Подготовить реферат на тему «История изучения нарушений голоса и их преодоления»
  1. Дмитриев Л.Б., Телеляева Л.М., Таптапова С.Л.,Ермакова И.И. Фониатрия и фонопедия. - М., 1990.
  2. Ермолаев В.Г., Лебедева Н.Ф., Морозов В.П. Руководство по фониатрии. - М., 1970.
  3. Максимов И. Фониатрия. - М., 1987.
  4. Морозов В.П. Тайны вокальной речи. - Л., 1967.
  5. Вильсон Д.К. Нарушения голоса у детей. — М., 1990.
  6. Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте. - М., 1962.
4Классификация и механизмы нарушений голоса.
  1. Причины и механизмы нарушений голоса.
  2. Классификация голосовых расстройств.
  3. Органические нарушения голоса (виды, краткая характеристика).
  4. Функциональные нарушения голоса (виды, краткая характеристика).
1. Составить таблицу «Симптомы органических и функциональ­ных нарушений голоса»
  1. Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей: практ. пособие / Под общ. ред. Г.В. Чиркиной. - М.: Айрис-пресс, 2005.
  2. Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте. — М., 1962.
5Методы исследования голосового аппарата и голосовой функции.
  1. Клинические методы обследования голосового аппарата.
  2. Педагогические методы исследования состояния голосовой функции.
  3. Методики логопедической диагностики нарушений голоса у детей.
1. Составить таблицу «Методы исследования голосового ап­парата».
  1. Дмитриев Л.Б., Телеляева Л.М., Таптапова С.Л., Ермакова И.И. Фониатрия и фонопедия. — М., 1990.
  2. Логопедия: Учебник для студ. деф. фак. пед. высш. учеб. заведений / под ред. Л.С. Волковой. – М.: ВЛАДОС, 2004.
  3. Максимов И. Фониатрия. М.: 1987.
6Нарушения голоса при парезах и параличах (центральные органические нарушения голоса).
  1. Симптоматика нарушений голоса при парезах и параличах гортани.
  2. Комплексная система преодоления центральных органических нарушений голоса.
  3. Направления и содержание логопедической работы при центральных органических нарушениях голоса.
  1. Подготовить конспект работы № 1 стр. 24-34 (список основной литературы).
  2. Составить план-конспект индивидуального занятия на подготовительном этапе по восстановлению голоса при одностороннем параличе гортани с дошкольником 6-7 лет.
  1. Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей: практ. пособие / Под общ. ред. Г.В. Чиркиной. - М.: Айрис-пресс, 2005.
  2. Таптапова С.Л. Коррекционно-логопедическая работа при нарушениях голоса. — М., 1984.
7Нарушения голоса при хронических ларингитах (периферические органические нарушения голоса)
  1. Хронический ларингит (причины, клиническая картина нарушений).
  2. Направления лечебно-коррекционного воздействия при периферических органических нарушениях голоса.
  3. Содержание логопедической работы.
1. Составить план-конспект индивидуального логопедического занятия при хроническом ларингите в подготовительный период.
  1. Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей: практ. пособие / Под общ. ред. Г.В. Чиркиной. - М.: Айрис-пресс, 2005.
  2. Вильсон Д.К. Нарушения голоса у детей. — М., 1990.
8Восстановление голоса после удаления гортани (периферические органические нарушения голоса).
  1. Структура дефекта при состояниях после удаления гортани.
  2. Меха­низм образования пищеводного голоса (по С.Л. Таптаповой).
  3. Нарушения голоса после резекций опухолей гортани (симптоматика, приемы восстановительной работы).
  4. Методика логопедической работы по восстановлению голоса при периферических органических нарушениях голоса.
  1. Подготовить реферат на тему «Методы восстановления голоса у пациентов после резекции гортани».
  1. Таптапова С.Л. Коррекционно-логопедическая работа при нарушениях голоса. — М., 1984.
  2. Таптапова С.Л. Восстановление звучной речи у больных после резекции гортани или ее удаления. — М., 1985.
9Периферические нарушения голоса при патологоанатомических изменениях в надставной трубе.
  1. Этиопатогенез голосовых расстройств при патологоанатомических изменениях в надставной трубе.
  2. Система логопедической работы по коррекции нарушений голоса при ринолалии и ринофонии.
1. Составить схему направлений коррекции нарушений дыхания при ринолалии.
  1. Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей: практ. пособие / Под общ. ред. Г.В. Чиркиной. - М.: Айрис-пресс, 2005.
  2. Вильсон Д.К. Нарушения голоса у детей. — М., 1990.
  3. Соломатина Г.Н., Водолацкий В.М. Устранение открытой ринолалии у детей: Методы обследования и коррекции. М.: ТЦ Сфера, 2005.
10Функциональные нарушения голоса.
  1. Гипокинетические расстройства голосовой функции (этиология, патогенез, , комплексная система преодоления голосовых расстройств)
  2. Гиперкинетические расстройства голоса (этиология, патогенез, направления и содержание логопедической работы по преодолению и профилактике нарушения голоса).
  3. Патологическая мутация голоса у подростков (этиология, симптоматика, система коррекционно-профилактических мер).
  1. Подготовить конспект работ № 4, 8 (список дополнительной литературы) – ПО ВЫБОРУ.
  2. Составить сравнительную таблицу «Функциональные нарушения голоса».
  1. Вильсон Д.К. Нарушения голоса у детей. - М., 1990.
  2. Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте. - М., 1962.
  3. Лаврова Е.В. Функциональная афония у подростков // Актуальные вопросы теории и практики коррекционной педагогики. — М., 1997. - С. 79-84.
  4. Орлова О.С., Гончарук Л.Е. Личностные особенности больных со спастической дисфонией // Коррекционное обучение при нарушениях речевой деятельности. - М., 1973. - С. 75-82.
11Профилактика нарушений голоса.
  1. Первичная и вторичная профилактика.
  2. Направления организации охранительного голосового режима.
  3. Организация логопедической помощи де­тям и взрослым с голосовыми расстройствами
1. Составить таблицу «Профилактика нарушений голоса».
  1. Вильсон Д.К. Нарушения голоса у детей. - М., 1990.
  2. Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте. - М., 1962. Лаврова Е.В. Профилактика нарушений голоса у учителей // Совершенствование системы учебно-воспитательной работы со студентами дефектологами в условиях педвуза. - М., 1986.

«Способы голосоподачи»

Тип голосовой атакиСостояние голосовых складокОсобенности выдоха
Придыхательная__
Твердая__
Мягкая__

«Сравнительная характеристика физиологического и фонационного дыхания»

Параметры сравненияФизиологическое дыханиеФонационное дыхание
Участие носовой и ротовой полостей__
Качественные особенности вдоха и выдоха__
Соотношение вдоха и выдоха__
Активность выдоха__

«Периодизация развития голоса у детей»

ПериодСостояние голосовой функции
1Дошкольный_
2Домутационный_
3Мутационный_
4Постмутационный_

«Симптомы органических и функциональ­ных нарушений голоса»

СимптомыОрганические нарушения голосаФункциональные нарушения голоса
Состояние голосового аппарата__
Сила голоса__
Высота голоса__
Голосовые модуляции__
Выразительность речи__
Непроизвольные голосовые реакции__

«Методы исследования голосового ап­парата»

Тип исследованияМетодОписание
Клинические__
Инструментальные__
Педагогические__

Органические нарушения голоса

Параметры сравненияЦентральные органические нарушения голосаНарушения голоса при паталогоанатомических изменениях в надставной трубеНарушения голоса при паталогоанатомических изменениях в гортаниНарушения голоса при снижении слуха
Этиология____
Характеристика голоса____
Направления коррекционной работы____

«Функциональные нарушения голоса»

Параметры сравненияГипокинетические нарушения голосаГиперкинетические нарушения голосаПатологическая мутация голоса
Этиология___
Характеристика голоса___
Направления коррекционной работы___

«Профилактика нарушений голоса»

Вид нарушения голосаПрофилактические меры
При парезах и параличах гортани (дизартрия)_
При хронических ларингитах_
При резекции гортани_
При ринолалии_
При нарушениях слуха_
При патологической мутации голоса_
При гиперкинетических расстройствах голоса_
При гиперкинетических нарушениях голоса_

Аттестация

Внутри семестра проводится контрольная работа. Допуск к экзамену при посещении (отработке) всех семинарских, практических занятий, полностью выполненной самостоятельной работе. По окончании изучения курса проводится предварительное тестирование в электронном виде. Итоговый экзамен проводится в устном виде по билетам. В билете два вопроса: 1 - теоретический, 2 – практический.

Теоретические вопросы к экзамену:

  1. Акустические характеристика голоса (высота, сила, тембр). Типы голосоподачи.
  2. Значение дыхания для фонации. Механизм голосообразования.
  3. Методы исследования голосового аппарата и голосовой функции.
  4. Этапы развития голоса.
  5. Классификация нарушений голоса.
  6. Этиология и патогенез нарушений голоса.
  7. Органические нарушения голоса (виды, патогенез).
  8. Нарушения голоса при дизартрии (причины, клиническая картина нарушений голосового аппарата при парезах и параличах гортани).
  9. Система логопедической работы по восстановлению голоса у детей с дизартрией.
  10. Патологоанатомические изменения в гортани (виды, клиническая картина нарушений).
  11. Восстановление голоса после удаления опухоли.
  12. Методика восстановления голоса после резекции гортани.
  13. Нарушения голоса при хронических ларингитах (виды ларингитов, симптоматика).
  14. Система логопедической работы при хронических ларингитах.
  15. Нарушения голоса при ринолалии, ринофонии (механизм, симптоматика).
  16. Преодоление нарушений голоса при патологоанатомических изменениях в надставной трубе.
  17. Cпецифика голосовых нарушений при снижении физического слуха.
  18. Функциональные нарушения голоса (виды, патогенез).
  19. Гипокинетические нарушения голоса (этиология, патогенез, симптоматика).
  20. Комплексная система преодоления гипокинетических нарушений голоса.
  21. Гиперкинетические нарушения голоса (этиология, патогенез, симптоматика).
  22. Система логопедической работы при гиперкинетических нарушениях голоса.
  23. Патологическая мутация голоса (этиология, патогенез, симптоматика).
  24. Комплексная система преодоления и профилактики нарушений голоса при его патологической мутации.
  25. Профилактика нарушений голоса.
Домой